КАТЕГОРИИ: КНИГА ПАМЯТИ / БЫЛ ПРЕДСТАВЛЕН К ЗВАНИЮ ГЕРОЯ



Родился и вырос в Кинешме.






  Яндекс.Метрика  

КРУПИН
Николай Васильевич

- - .- -.1902 г. Кинешма
22.02.1943 с. Александров Гай, Саратовская обл.

На момент представления к званию Героя
- командир эскадрильи 135-го ближнебомбардировочного авиационного полка (Юго-Западный фронт), капитан.

Родился в 1902 году в городе Кинешма Костромской губернии, ныне - Ивановской области. Русский.

В 1924 году был призван в Красную Армию Кинешемским горвоенкоматом, окончил летное училище. Служил в частях бомбардировочной авиации. В 1938-1940 годах капитан Крупин - инструктор летчик по технике пилотирования и теории полета Красноярской военной школы пилотов Сибирского военного округа.

В мае 1940 года направлен в формирующийся в Харькове 135-й ближнебомбардировочный авиаполк. За исключением командного состава полк был укомплектован кадрами летного и технического состава из школ ВВС РККА. В полку проводилась доводка Су-2, войсковые испытания и подготовка инструкторов. Служио командиром звена, заместителем командира эскадрильи.

Начало Великой Отечественной войны встретил в должности командира эскадрильи 135-го ближнебомбардировочного авиационного полка.

С 28 июня 1941 года полк входил в состав ВВС 21-й армии Западного фронта, базировался на аэродроме Новозыбков (Брянская обалсть). К этому моменту полк имел 43 бомбардировщика Су-2. Полк участвовал в боях в небе Белоруссии: в районах Рогачева и Жлобина, громил мотодивизию противника, выдвигавшуюся из Паричи на Речицу, бомбил машины и танки на участке Бобруйск - Могилев. С августа 1941 года действовал на Рославльском направлении, затем по нескольку дней на Новгород-Северском, на Брусилово-Конотопском, на Роменском направления, в боях на Юго-Западном фронте..

В этих боях с 5 июля по 1 октября 1941 года эскадрилья под командованием капитана Крупина совершила 416 боевых вылетов, потеряв только 1 самолет. За этот е период лично произвел 55 боевых вылетов. За проявленное личное мужество и героизм в боях, за умелое руководство эскадрильей и отличную боевую работу его подразделения командиром полка был представлен к присвоению звания Герой Советского Союза.

Из наградного листа: "Большинство вылетов сопровождалось воздушными боями. Тов. Крупин, при вождении групп бомбардировщиков, соблюдает всегда строгую дисциплину строя, проявляя находчивость и точно выводя самолеты на указанную цель, выводя их из-под удара вражеских истребителей. Экипажами эскадрилий, которую водил т. Крупин, сбито 7 истребителей противника, сам т. Крупин в боях с врагами проявил исключительную храбрость и героизм. В районах Жлобина и Роагчева самолетами его эскадрильи уничтожено 150 танков противника и до 200 автомашин мотопехоты.
Неоднократно лично участвовал в воздушных боях с истребителями противника под Гомелем, в районе Красная Горка, в июле месяце т. Крупин, участвуя в воздушном бою его самолет был сильно поврежден истребителями противника, но, не смотря на повреждения и трудно управляемый самолет он поле боя не оставил, а умелой организацией огня вражеские истребители были отогнаны и т. Крупин всю эскадрилью благополучно привел на свой аэродром.
В одном из боев с Ме-109 самолет т. Крупина был подожжен, несмотря на это т. Крупин вел воздушный бой до самой земли, посадил горевший самолет, и, несмотря на продолжительные атаки противника, вынес летнаба".


По этому представлению приказом по войскам Юго-Западного фронта награжден орденом Ленина.

К началу 1943 года майор Крупин проходил службу в 10-м учебно-тренировочном авиполку который базировался в Саратовской области, в должности командира эскадрильи. Возможно, был направлен в учебный полк для подготовки летчиков как имеющий опыт боев, для передачи опыта.

22 февраля 1943 года погиб в авиакатастрофе на учебном бомбардировщике СБ. По воспоминаниям старожилов села Александров-Гай, самолет перевозил раненых с фронта. Была сильная пурга, отказали двигатели и самолет начал терять высоту. Прыгать с парашютами летчики не могли, так как на борту находились раненые, не имеющие парашютов. Экипаж принял решение выполнить вынужденную посадку на неизвестной местности в условиях плохой видимости. При посадке кабину пилотов смяло, экипаж - майор Крупин и старший лейтенант Кузнецов - погибли. Раненые, находившиеся в фюзеляже, остались живы. Это произошло в нескольких километрах от села Александров Гая, поэтому всех раненых и тела погибших летчиков привезли в село. Экипаж был похоронен в центре села. В 1960-1970 годы перезахоронен в братской могиле на православном кладбище села Александров-Гай.

Награжден орденом Ленина (09.12.1941)


  • Из Книги памяти Ивановской области
    Записей нет

  • Публикации
    - Каргапольцев С. Герои без звезд // Приволжская правда - 2019 - 10 мая - С. 6
    -->
  • Документы
    - Документы на сайте "Подвиг народа"
    - Документы на сайте "Мемориал"

  • Мемориал
    -
  • Ссылки