КАТЕГОРИИ: ВЕТЕРАНЫ / ГЕНЕРАЛЫ



  • Основание:
    Родился и вырос в Кинешме.

      
      
     


      Яндекс.Метрика  


    увеличить фото

    Чкалов, Байдуков, Беляков с участниками организации перелета (В.И. Альтовский крайний слева) после награжедния в Кремле, 17 августа 1936 года.
  • АЛЬТОВСКИЙ
    Василий Иванович

    13.01.1897 г. Кинешма, Ивановская обл.
    15.09.1977 г. Москва

    В годы войны
    - начальник Главной аэрометеорологической станции ВВС Красной Армии, генерал-майор инженерно-авиационной службы.

    Родился 1 (13) января 1897 года в городе Кинешма в семье священника. Отец был митрофорным протоиереем в Кинешме и преподавал Закон Божий в Кинешемском реальном училище.

    Окончил Кинешемское реальное училище, стал студентом физико-математического факультета Московского университета.

    Участник 1-й мировой войны. В 1916 году был мобилизован в армию, в 1917 году окончил школу прапорщиков и курсы противогазной обороны. После революции вернулся на родину учительствовал в селе Семеновское-Лапотное (ныне - поселок Островский Костромской губернии).

    В Красной Армии с 1918 года. С сентября 1918 года - военный инструктор по всеобучу Кинешемского уездного военкомата. Затем служил в 17-й стрелковой дивизии начальником газовой службу полка; командиром взвода, военным инструктором Иваново-Вознесенского территориального полка. В 1922 году уволен в в бессрочный отпуск.

    Вернувшись на службу с июня 1923 года стал военным метеорологом. Работал на Центральном аэродроме в Москве помощником начальника навигационной станции, с ноября 1926 года - начальником аэрометеорологической станции Центрального аэродрома. В 1928 году окончил Московский государственный университет.

    В 1929 году стал одним из основателей Главной аэрометеорологической станции (ГАМС) ВВС Красной Армии. Под его руководством станция выросла из маленькой группы в самую авторитетную метеорологическую организацию ВВС. В следующие годы служил преподавателем и начальником метеочасти Военной школы спецслужб ВВС, началькгимо сектора аэрометеорологии НИИ ВВС.

    В 1934 году вновь возглавил Главную аэрометеорологическую станцию ВВС. В 1930-е годы Альтовский, как начальник ГАМС принимал непосредственное участие в организации и проведении всех рекордных перелетов. Это и рекордные полеты стратостатов, и полеты на рекорд дальности, перелеты через Северный полюс экипажей В.П. Чкалова, М.М. Громова, С.И. Леваневского, В.К. Коккинаки (перелет в США через Атлантику), входил в штаб этих перелетов. Для организации узла связи, выяснения метеорологических условий полета над Африкой, Атлантикой и Южной Америкой, а также для приобретения карт выезжал в командировку во Францию. В Париже, где удалось закупить нужные карты и даже получить кроки аэродромов и посадочных площадок по предполагаемому маршруту.

    Из воспоминаний Г.Ф. Байдукова (члена экипажа Чкалова): "7 июня главный метеоролог Альтовский завершил увязку сложной сети метеостанций СССР, Канады и США, с этого дня несколько раз в сутки начали составлять обзорные сводки погоды и выпускать прогнозы на трое суток. 13 июня все метеорологические "боги" во главе с генеральным синоптиком перелета Альтовским пришли к выводу, что наиболее благоприятным временем вылета надо считать 18-24 июня".

    За отличное метеообслуживание перелетов награжден орденами Красной Звезды и "Знак Почета".

    В годы Великой Отечественной войны - начальник отдела прогнозов Центрального института погоды. Аэрометеорологическая служба под руководством полковника (с мая 1943 года - генерал майора) Альтовского обеспечивала боевую работу Военно-Воздушных сил, перелеты авиационных частей на фронт.

    Из наградного листа к ордену Отечественной войны 1-й степени: "Генерал-майор Альтовский за время Отечественной войны проделал большую работу по метеорологическому обслуживанию перелетов авиационных частей и соединений на фронт. Руководимая им Главная Аэрометеостанция отлично справляется с этой задачей и оказывает большую помощь метеоспециалистам ВВС, работающим на фронтах. Тов. Альтовский является основным докладчиком о погоде командующему ВВС КА и его штабу и способствует успешному разрешению задач, поставленных перед ВВС КА. Обладает большой оперативностью и инициативой и в этом отношении является образцом для подчиненного состава".

    Так, например, при подготовке операции по штурму Кенигсберга на завершающем этапе войны, весной 1945 года, дата был назначена по докладу начальника метеослужбы генерал-майор Альтовского. Маршал А. М. Василевским из-за предполагавшейся плохой погоды перенес с 5 апреля на 6 апреля. Именно на 6 апреля по прогнозу метеослужбы ВВС ожидалась удовлетворительная погода для действий авиации.

    После Победы еще несколько лет руководил метеослужбой. В 1951 году уволен из кадров по состоянию здоровья.

    Жил в городе Москве. Умер 5 сентября 1977 года. Похоронен на Павшинском кладбище города Красногорск Московской области.

    Генерал-майор инженерно-авиационной службы (28.05.1943). Награжден орденами Ленина (21.02.1945), тремя орденами Красного Знамени (19.08.1944, 03.11.1944, 15.11.1950), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (28.04.1944, 18.08.1945), Красной Звезды (13.08.1936), "Знак Почета" (1938), медалями.


  • Источники
    - Антонов И. Их подвиг прекрасен и свят... - Иваново, 2014 - С. 7
    - Бронтман Л.К. Дневники 1932-1947. @ Журнал "Самиздат", 2004
    - Байдуков Г. Ф. Чкалов (Серия "ЖЗЛ"). - М.: Мол. гвардия, 1986
    - Коккинаки В. Курс на Восток. - М.: Воениздат НКО СССР, 1939.
    - Кожевников М.Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - М.: Наука, 1977.
    - Лебедев И. "Пригорить к высшей мере наказания" // Волжский бульвар - 1993 - 7 мая
    - Переверзев О. Альтовские // Рабочий край - 1999 - 5 июня

  • Документы
    - Наградные листы на сайте "Подвиг народа"
    - Учетно-послужная карта (УПК)

  • Ссылки
    - На сайте "Государственного архива Ивановской области" -->