КАТЕГОРИИ: ВЕТЕРАНЫ / ГЕНЕРАЛЫ



  • Основание:
    Родился и жил в Савинском районе.


      
      



      Яндекс.Метрика  

  • ВОРОНОВ
    Михаил Петрович

    15.11.1901 с. Воскресенское, Савинский р-н, Ивановская обл.
    26.06.1957 г. Москва

    На фронте:
    - начальник оперативного отдела штаба инженерных войск Брянского фронта, командир 2-й штурмовой инженерно-саперной бригады, генерал-майор инженерных войск.

    Родился 15 ноября 1901 года в селе Воскресенское Ковровского уезда Владимирской губернии, ныне Савинского района Ивановской области. Русский. В 1916 году окончил двухклассную церковно-приходскую школу в городе Иваново-Вознесенск.

    В Красной Армии с июня 1920 года, призван Ивановским облвоенкоматом. Был зачислен в Петроградскую военно-инженерную школу. Курсантом участвовал в Гражданской войне на Южном фронте, в боях с бандами Махно. Воевал телефонистом роты связи 2-й Петроградской бригады. Проходил подготовку на военно-технических курсах в Одессе и Екатринославе (Днепропетровске). С июля продолжил занятия в Петроградской военно-инженерной школе, которую окончил в 1924 году.

    С сентября 1924 года продолжил службу в 6-м танковом батальоне Ленинградского военного округа: командиром взвода, помощником командира роты, начальником химической службы. С ноября 1925 года - командир взвода, курсовой командир Ленинградской военно-инженерной школы. В 1930-1934 годах - слушатель военно-инженерной академии имени Куйбышева.

    В дальнейшем службу проходил на командных должностях в Белорусском военном округе: бригадный инженер 4-й бригады ПВО (г. Гомель), помощник начальника информационно-разведывательного отдела округа (г. Смоленск), начальник курсов разведотдела. В сентябре 1939 года полковник Воронов назначен начальником разведывательного отдела 4-й армии, разворачиваемой в Белорусском военном округе. В этой должности участвовал в освободительном походе в Западную Белоруссию в 1939 году.

    В апреле 1941 года назначен на должность корпусного инженера 9-го механизированного корпуса. С началом Великой Отечественной войны корпус был включен в состав Юго-Западного фронта, активно участвовал в оборонительных боях в районе украинских городов Дубно, Млынов, Луцк, Тучин, контрударе на Дубненском направлении, в боях под Житомиром и на Черниговском направлении.

    Будучи корпусным инженером выполнял обязанности оперативного работника штаба, проявляя личную храбрость, выезжал в районы боевых действий для передачи приказов и руководства действиями дивизий, чем способствовал выполнению задач корпуса. Был представлен к награждению орденом Красного Знамени (наградной лист затерялся, награжден в октябре 1943 года по повторному представлению от февраля 1943 года). В конце сентября был тяжело ранен.

    После выздоровления направлен заместителем начальника Ленинградских курсов усовершенствования командного состава инженерных войск, позднее врид начальника курсов.

    В апреле 1943 года назначен на должность начальника оперативного отдела штаба инженерных войск Брянского, затем Юго-Западного фронта. В период подготовки и в ходе форсирования реки Северский Донец в июле 1943 года был командирован фронтом и работал в инженерных войсках 8-й гвардейской армии. За организацию технической помощи в форсировании водной преград частями армии награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

    Из наградного листа: "…Перед 8 тяжелым понтонным полком была поставлена ответственная задача - навести тяжелый мост для переправы полка танков "КВ" и частей 1 гв. МК. Тов. Воронов едет понтонный полк как на самый ответственный участок и личным участием оказывает помощь командиру полка. Наведенный тяжелый мост вскоре обнаруживается противником и подвергается сильному обстрелу и бомбежке. Создалась угроза перерыва в переправе войск. Тов. Воронов по своей инициативе приказывает командиру понтонного полка подтянуть остатки имущества и на узком участке реки навести второй мост - при этом лично принимает в этом участие. Запасный мост был наведен в срок и когда противнику удалось разрушить первый мост, войска пошли по второму. Беспрерывность переправы была обеспечена".

    В декабре 1943 года принял командование 2-й штурмовой инженерно-саперной бригадой. Командовал этим соединением до конца войны. Бригада под командованием полковника Воронова отличилась в ходе Рогачевско-Жлобинской наступательной операции в феврале 1944 года и был удостоена почетного наименования "Рогачевская". В июле 1944 года за умелое руководство инженерными частями бригады и достигнутые бригадой успехи командир бригады награжден орденом Кутузова 2-й степени.

    Из наградного листа: "Благодаря умелому руководству и управлению частями бригады штурмовые инженерные батальоны успешно обеспечили прорыв оборонительной полосы, прокладывая пути нашей пехоте, артиллерии и танкам через минные поля, препятствия и заграждения противника. Подразделения штурмовых батальонов и специальных танковых полков бригады действовали совместно с штурмовыми группами дивизий первыми прорвавшими оборону противника. В тяжелых условиях местности изобилующей труднопроходимыми болотами и водными преградами с ограниченной сетью дорог, бригада своими умелыми действиями по строительству дорог и мостов обеспечила стремительное продвижение танков, конницы и мотопехоты, преследовавших противника, только на р. Птичь подразделения бригады под руководством полковника Воронова за 10 часов восстановили 4 моста, общим протяжением 156 м".

    В завершении летного наступления 1944 года бригада обеспечивала форсирование реки Висла южнее Варшавы войсками 8-й гвардейской армии, затем вела бои на плацдарме. В январе 1945 года, с началом Варшавско-Познанской наступательной операции (части - Висло-Одерской операции) обеспечивала прорыва обороны на Магнушевском плацдарме. Затем участвовала в штурме города и крепости Познань (Польша).

    На завершающем этапе войны в апреле-мае 1945 года в ходе Берлинской наступательной операции, штурме и взятии Берлина бригада обеспечивала наступление частей 8-ой гвардейской и 47-й армий. За это период частями бригады простроен 28 капитальных и 90 наплавных мостов, создано 4 паромные переправы, снято более 12 тысяч мин и 44 фугаса, проделано 45 проходов в минных полях и заграждения, 95 проходов в зданиях, сожжено более 100 зданий, превращенных в узлы сопротивления. За образцовое выполнение заданий командования бригада награждена орденом Суворова 2-й степени. После Победы продолжал службу на территории оккупированной Германии, командовал 42-й инженерной бригадой, 1-м гвардейским инженерным саперным полком.

    С декабря 1951 года - старший преподаватель кафедры тактики инженерных войск, затем - начальник факультета заочного обучения Военно-инженерной академии им. Куйбышева. После войны участвовал в разработке теории военно-инженерного искусства применительно к условиям ведения ядерной войны.

    С декабря 1955 года - начальник местной ПВО Министерства обороны.

    Жил в Москве. Скончался 26 июня 1957 года.

    Генерал-майор инженерных войск (02.11.1944). Награжден орденом Ленина (05.11.1945, за выслугу лет), двумя орденами Красного Знамени (26.10.1943, 03.11.1944, за выслугу лет), орденами Кутузова 2-й степени (23.07.1944), Отечественной войны 1-й степени (12.09.1943), польским орденом Крест Храбрых (1946), медалями, в том числе "ХХ лет РККА" (22.02.1938), польской медалью "За Варшаву".


  • Источники
    - Учетно-послужная карта
    - Смирнов И.Ю., Патрикеев А.А. Поководцы и военачальники земли шуйской - Иваново, 2018 - С.40-42
  • Документы
    - Документы на сайте "Память народа"
    - Наградные листы на сайте "Подвиг народа"
    -
  • Ссылки
    - На сайте "Инженерная школа" -->