КАТЕГОРИИ: ВЕТЕРАНЫ



  • Основание:
    После войны жил и похоронен в Иваново.


      
      
     

    СТРАНИЦА ПАМЯТИ
    на сайте "Ивановский некрополь"





      Яндекс.Метрика  

  • ДОРОХОВ
    Григорий Петрович

    06.05.1908 ст. Ясенская, Ейский р-н, Краснодарский край
    18.09.1989 г. Иваново

    На фронте:
    - командир 6-го дальнебомбардировочного авиационного полка, подполковник.

    Родился 6 мая 1908 года на станице Ясенская Ейского отдела Кубанской области, ныне - Ейского района Краснодарского края. Русский. Трудовую дельность начал в апреле 1920 года, работал рыболовом, колхозником, арматурщиком. В 1923 году окончил 7 классов.

    В 1932-1933 годах учился в Совпартшколе в городе Пермь. Член ВКП(б)/КПСС с 1931 года.

    В Красной Армии с августа 1933 года. Поступил добровольцем, по спецнабору Свердловским обкомом ВКП(б) был направлен летное училище. В 1936 году окончил 3-ю военную авиационную школу летчиков им. Ворошилова в городе Оренбург. Служил в частях бомбардировочной авиации.

    С июля 1938 года направлен 6-й дальнебомбардировочный авиационный полк, который формировался в городе Иваново на базе 19-й дальнебомбардировочной авиабригады. С этим полком была связана все его дальнейшая военная служба.

    В октябре 1939 года полк был перебазировался из Иваново в Кричевицы (11 км северо-восточнее города Новгород). Отсюда в ходе войны с Финляндией 1939-1940 года экипажи полка на самолетах ДБ-3А наносили бомбовые удары по противнику в ходе Советско-Финской войны. Лично Дорохов выполнил 14 боевых вылетов, налетал 56 часов.

    После окончания боевых действий полк вернулся в Иваново. В марте 1940 года перебазирован в Закавказье, на аэродром Евлах (Азербайджан).

    В первые месяцы Великой Отечественной войны полк оставался в Закавказье, принимал участие в операции "Согласие" по вводу советских войск в Иран в августе 1941 года.

    В начале декабря 1941 года полк был перебазирован на аэродром Кореновская (60 км от Краснодара), приступил к боевой работе в интересах Крымского и Северо-Кавказского фронта. Экипажи полка наносили дневные и ночные удары по объектам противника в Крыму. К этому времени он уже командовал эскадрильей.

    К июню 1942 года в боях за Севастополь и Крым капитан Дорохов произвел 43 боевых вылета из них 41 ночью, был представлен к награждению высшим советским орденом - орденом Ленина. Представление осталось нереализованным.

    В августе 1942 года полк перелетел на запасной полевой аэродром в Кызыл-Юрт, после чего 8 месяцев базировался в Кутаиси. Отсюда полк вел интенсивную боевую работу кроме Крыма, по объектам на Северном Кавказе, под Сталинградом.

    К ноябрю 1942 года капитан Дорохов записал на свой счет уже 112 боевых вылетов, из них ночью 102. Эскадрилья под его командованием произвела 520 вылетов из них 340 с успешным выполнением. Вторично был представлен ордену Ленина.

    Из наградного листа: "Прибыв в действующую Армию т. Дорохов с ходу со своим подразделением вступил в бой по уничтожению войск противника на Керченском полуострове.
    26.12.41 капитан Дорохов при сильной облачности и снегопаде на высоте 50 метр. повел на выполнение задания звено бомбардировщиков. В пункте Кезы произведенной бомбардировкой звеном, уничтожено до 40 немецких солдат. Возвращаясь с цели, звено подверглось нападению 18 немецких истребителей МЕ-109. Искустно отбиваясь от фашистских стервятников, звено сбило 3 истребителя. В неравном бою самолет капитана Дорохова загорелся и он спасся на парашюте. Героические действия звена подтверждены парашютным десантом выброшенным в это время на Керченский полуостров.
    11.6.42 т. Дорохов действовал одиночно ночью по аэродрому Евпатория. У цели самолет был освещен 6 прожектами и сильно обстрелян ЗА и крупнокалиберными ЗП. Самолет получил 8 пробоин. Пробит масляный бак. Продолжать в таком положение полет стало не возможным. Тов. Дорохов обошел зону огня и, введя этим противника в заблуждение, внезапным заходом с моря обрушил бомбовый груз на аэродром уничтожив при этом: один двухмоторный самолет. Осветив аэродром т. Дорохов установил место расположения самолетов противника и донес командованию об этом по радио для информации экипажей вылетавших на эту же цель. …
    20.7.42 капитан Дорохов как было указано в поставленной задаче, с рассветом, под прикрытием истребителей, повел девятку на порт Мариуполь для уничтожения плавсредств противника. Преодолев Азовское море и зайдя со стороны солнца девятка ведомых капитаном Дороховым, самолетов, сомкнутым строем, незаметно подошла к цели. Прицельным бомбометанием каждого экипажа было уничтожено наливное судно, и один транспорт. На побережной пристани в районе складов и сосредоточений погрузочных материалов возникло 10 больших пожаров. Налет был настолько внезапным, что ПВО противника не сумело в полной мере препятствовать действиям наших бомбардировщиков хотя там было до 3-х дивизионов ЗА…."


    По этому наградному листу статус награды был понижен и капитан Дорохов приказом по войскам Закавказского фронта награжден орденом Красного Знамени.

    В дальнейшем менее чем за два месяц в боях за Кавказ, в сложных условиях горных районов и метеорологической обстановки записал на свой счет еще 29 боевых вылетов, также успешно командовал эскадрильей и в январе 1943 года был представлен к награждению орденом Красного Знамени.

    Из наградного листа: "….15.12.42 ночью, одиночными действиями по аэродрому противника, в качестве осветителя, Дорохов в составе экипажа при 10 баллах облачности и высоты 500 метров по маршруту, достиг цель - аэродром Белоречинская. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, обманул противника обходом аэродрома, с обратного захода осветил цель, установил самолеты и прямым попаданиями бомб уничтожил два двухмоторных самолета, что подтверждено крупными пожарами горящих самолетов и что наблюдали остальные экипажи. Своими действиями т. ДОРОХОВ своим экипажем обеспечил выход на цель остальных экипажей, которыми уничтожено ещё три самолета противника.
    2.1.43 г. ночью, действуя в качестве разведчика цели - ж.д. узел Сальск, Дорохов в условиях над целью 7-8 баллов облачности Н-800 метр., установил наличие эшелонов противника, с двух заходов на бомбардирование своим экипажем произвел два прямых попадания по ж.д. составу, взорвал боеприпасы и сжег эшелон, что подтверждено всеми экипажами выполняющими это задание.
    В декабре м-це ДОРОХОВ, лично производил всегда два вылета в ночь, между вылетами подготовил 4 экипажа к ночным действиям, Авиаэскадрилья в составе 7 экипажей и подготовлена к действиям ночью.".


    Но и на этот раз статус награды был понижен и приказом по войскам 5-й воздушной армии награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

    К марту 1943 года в результате тяжелых боев на Крымском фронте полк понес большие потери, сдав оставшиеся самолеты убыл для переформирования и переучивания на самолетв Ил-4 убыл на аэродром Староселье (близ города Рыбинск).

    В мае 1943 года полк возобновил боевую работу, теперь на Степном фронте. Наносил удары по противнику, сосредоточенному на прилегающей к линии фронта территории (Курская, Белгородская и Орловская области), а также по объектам в Приднепровье. Затем участвовал в Курской битве. К этому времени майор Дорохов занимал должность заместителя командира полка, за успешное выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу, мужество и героизм был представлен к награждению орденом Красного Знамени.

    Из наградного листа: "…2.08.43 г. ночью, ведущим пары бомбардировал переправу через реку Неполодь у пункта Бакланово. В результате успешных действий переправа разрушена, что подтверждено наземными войсками и командующим 15 ВА.
    5.08.43 г. одиночно ночью, с Н-3000 мт. бомбардировал ж.д. станцию Карачев. Не смотря на сильное прикрытие у цели ЗА до 6 батарей и прожекторов, тов. ДОРОХОВ, своим экипажем точно вышел на цель, произвел прямые попадания по ж.д. ст. Карачев и ж.д. эшелону, в результате возникло 2 крупных пожара и взрыв большой силы. Результат подтвержден последующими за ним двумя экипажами.
    17.08.43 г. во вторую половину ночи, ведущим пары бомбардировал ж.д. станцию Ельня. Не смотря на сильный огонь 3-х батарей ЗА среднего и крупного калибра и противодействия 4-х прожекторов, тов. ДОРОХОВ в составе пары произвел прямым попаданием по ж.д. станции, вызвал один крупный пожар и взрыв большой силы, что подтвердил после идущий за ним экипаж".


    В начале сентября 1943 года назначен командиром полка. В октябре-декабре 1943 года экипажи полка осуществляли авиационную поддержку наступающих войск в Приднепровье.

    В мае 1944 года полк передал самолеты Ил-4 в другие полк и убыл в Москву для получения новых бомбардировщиков - Ту-2. В ходе освоения новой техники 22 экипажа полка принял участие в воздушном параде в день авиации в Москве в 22 августа 1944 года. В сентябре личный состав закончил переучивание на Ту-2с, в октябре делегация Киевского района Москвы передала полку 32 новых самолета Ту-2 с надписью "Москва".

    В декабре 1944 года полк перебазировался в Прибалтику и начал интенсивную боевую работу на самолетах Ту-2. Наиболее важными объектами бомбардировок были порты Балтийского моря Либава, Розенберг, Пиллау, Кенигсберг, опорные пункты противника на Земландском полуострове.

    В апреле 1945 года за четкое и умелое руководство полком, за образцовое выполнение заданий командования подполковник Дорохов награжден полководческой наградой - орденом Кутузова 3-й степени (был представлен к ордену Отечественной войны 2-й степени).

    Из наградного листа: "За период пребывание на 1-м Прибалтийском фронте в составе 326 БАТД, з Воздушной Армии с ноября месяца 1944 г. 6 бомбардировочный авиационный полк под командованием подполковника Дорохова произвел 295 успешных боевых самолетовылетов на самолете Ту-2 на бомбометание по уничтожению живой силы и техники противника Восточно-Прусской группировки с потерей своих самолетов, лично тов. Дорохов произвёл 162 успешных боевых вылета, из них на самолете Ту-2 6 успешно выполненных боевых вылетов после последней правительственной награды.…
    В выполнение приказов командования тов. Дорохов проявляет настойчивость, инициативу и находчивость, в результате чего полк имеет хорошую боевую групповую слетанность и слаженность огневого взаимодействия из боевых групп при выполнение боевых заданий. При выполнение боевых заданий 19, 24 марта 1945 г. группы полка Дорохова успешно выполнили задачу несмотря на интенсивность средств противодействия противника, за что Командующим 3 Воздушной Армией личному составу полка объявлена благодарность".


    На завершающем этапе войны полк был задействовал в Берлинской операции. Массированным бомбовым ударам подвергались оборонительные позиции в районе Зееловских высот, техника у ж.д. станции Фюрстенвальде, другие объекты противника. Последний вылет полка в ходе Великой Отечественной войны был совершен 25 апреля 1945 года на Берлин. За отличия в Берлинской операции полку присвоено почетное наименование "Берлинский".

    В июле-августе 1945 года полк перебазировался в Забайкалье и с 9 августа участвовал в боевых действиях против Японии. В сентябре 1945 года представлен к награждению орденом Отечественной войны 2-й степени, но награжден орденом Красного Знамени.

    Из наградного листа: "…Получив правительственной задание полк без единого летного происшествия совершил перелет из Заган (Германия) на восточный фронт, где без задержки принял непосредственное участие в разгроме японских империалистов.
    На фронте в борьбе с японскими империалистами полком произведено 46 успешно выполненных боевых самолетовылетов, все боевые вылеты полка были выполнены только на отлично.
    Тов. Дорохов как командир полка, будучи на восточном фронте, не смотря на отсутствие 38% личного состава полка, сумел правильно организовать и мобилизовать личный состав части на отличное выполнение боевых заданий командования на фронте с японскими захватчиками.
    Совершая сложные перелеты, связанные с условиями без ориентировочной местности тов. Дорохов своим личным примером воодушевлял личный состав на отличное и хорошее выполнение поставленных задач.
    Не считаясь ни с временем и отдыхом тов. Дорохов отдавал все свои силы на подготовку личного состава к выполнению предстоящих задач".


    Всего за годы войны подполковник Дорохов произвел лично 170 успешных боевых вылетов.

    После войны полк базировался на аэродроме Комисикука (Леонидово) на острове Сахалин. Подполковник Дорохов оставался в должности командира до осени 1948 года, затем был переведен в управление дивизии. В июне 1953 году подполковник Дорохов уволен в запас.

    Жил в городе Иваново. Вел активную общественную работу. Умер 18 сентября 1989 года. Похоронен на Богородском (сельском) кладбище города Иваново.

    Награжден тремя орденами Красного Знамени (30.12.1942, 18.09.1943, 13.1.1945), Кутузова 3-й степени (17.04.1945), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (11.02.1943, 11.03.1985), орденом Красной Звезды (06.11.947), медалями, в том числе "За боевые заслуги" (03.11.1944), медалью "30 лет Победы над милитаристской Японией" (Монголия).


  • Источники
    - ....
  • Документы
    - Документы на сайте "Память народа".
    - Наградные листы на сайте "Подвиг народа".

  • Ссылки
    - На сайте "Наша побед"
    - На сайте "Военно-транспортная авиация"